Leonid Tiraspolsky
Yesterday at 6:59pm · Farmington Hills, MI, United States · Edited ·
Меня спрашивают, почему я не всегда даю простой, прямой и однозначный ответ на заданный вопрос. И у меня нет на этот вопрос простого и прямого ответа. Но мудрец Нагасена может пролить свет.
[О раскулачивании Татхагаты. 4 способа реагировать на вопрос. Отвечать вопросом на вопрос - не только одесский стиль, но и буддийский метод]
– Почтенный Нагасена, есть изречение Блаженного: «Татхагата Учение в кулак не прячет, Ананда». Но на вопросы тхеры, сына Малункьи, он не ответил.
У моего вопроса, почтенный Нагасена, может быть два решения: или Блаженный не знал ответа, или скрывал. Если, почтенный Нагасена, Блаженный сказал: «Татхагата Учение в кулак не прячет, Ананда», то на вопрос тхеры, сына Малункьи, он не ответил по незнанию. Если же заведомо не ответил, то тогда выходит, что Татхагата Учение в кулак прячет.
... на вопрос тхеры, сына Малункьи, он действительно не ответил, но не по незнанию и не из скрытности. Есть четыре рода вопросов, государь, по ним и ответы. Бывает однозначный ответ, ответ с оговоркой, ответ встречным вопросом, ответ отклонением вопроса.
Каковы, государь, вопросы, на которые отвечают однозначно? Например: «Образное бренно?» – на такой вопрос отвечают однозначно. <...>
Каковы вопросы, на которые отвечают встречным вопросом? Например: «Зрением ли существо все распознает?» – на такой вопрос отвечают встречным вопросом [Встречный вопрос, вероятно, таков: «Что имеется в виду под всем?» - из комментариев] <...>
Каковы вопросы, на которые отвечают отклонением вопроса? Вот они: «Мир вечен?»,«Мир невечен?», «Мир конечен?», «Мир бесконечен?», «Мир и конечен и бесконечен?», «Мир ни конечен, ни бесконечен?», «Одно ли и то же душа и тело?», «Душа – одно, а тело – другое?», «Существует татхагата после смерти?», «Не существует татхагата после смерти?», «И существует татхагата после смерти, и не существует?», «И не существует татхагата послесмерти, и не не существует?» – таковы вопросы, на которые отвечают отклонением их.
Тхера, сын Малункьи, задал вопросы, на которые отвечают отклонением их. Блаженный их отклонил. Почему же на такие вопросы отвечают отклонением их? Нет ни причины, ни основы, чтобы отвечать на них, потому их и отклоняют. Беспричинно, безосновно просветленные, блаженные не говорят, не высказываются
Вопросы Милинды (буддийский текст ок.100 в. до н.э.)